Катя Белянская, гимназия, второй курс

Дорогой Фёдор Михайлович,
прочитав Ваш роман «Преступление и наказание», хочу поделиться рядом вопросов и идей, связанных с ним. Согласна, что преступнику нелегко жить с мыслью о совершённом, но почему, по Вашему мнению, он готов сам на себя донести, не страшась наказания?
Теория Раскольникова о превосходстве одних людей над другими, о праве «возвышенных людей» лишать жизни кого бы то ни было выглядит неправдоподобной. Обычно люди не совершают преступления из-за любопытства, как Раскольников, рассуждая, способен ли он на него. Более вероятно, что люди оказываются в невыносимых жизненных условиях и вынуждены нарушать закон.
Неужели вы считаете, что убийство как смысл жизни вообще представляется возможным для психически здорового человека, ведь такой поступок нелегко совершить даже от отчаяния или нищеты.
Надеюсь на скорый ответ, Катя
Дорогой друг,
Мне очень хотелось изобразить все глубины человеческой души, но, если мой замысел кажется вам нереалистичным, это была моя попытка поместить человека в такие экстремальные условия, чтобы неразрешимые вопросы восстали бы перед убийцей, а неподозреваемые и неожиданные чувства мучили бы его сердце.
Отвечаю Вам, что именно чувство отрешимости от человечества после совершённого преступления замучило Раскольникова. Целый год на каторге он чувствовал «страшную непроходимую пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом». Как видите, недоделанный человек должен работать над собой и совершенствоваться нравственно, потому что такой человек не знает, что хорошо, а что дурно, так что может даже возомнить себя палачом для общего блага и спасения общества.
Ваш Достоевский
Дорогой Фёдор Михайлович,
Значит, мы должны надеяться на то, что только истинное раскаяние перед Богом поможет «выделаться в человека»?
Ещё я бы хотела обсудить с Вами место и роль женщин в обществе.
Вы хотите утверждать, что именно любовь Сони к Раскольникову помогла ему раскаяться. Вы понимаете, что, приводя в пример самопожертвование Сони, Вы призываете любить и перевоспитывать убийцу, то есть посвятить свою жизнь другому, не самому хорошему человеку? Создаётся впечатление, что Соня искупает вину за то, что пыталась как могла содержать себя и детей мачехи, хотя ответственность за все несчастья полностью лежит на её отце.
И Дуня также готова жертвовать собой из-за любви к брату, только доброта которого не позволяет ей продать себя подлецу. Вы выдаёте её замуж за благородного и любящего её Разумихина, выставляя их брак как подарок ей. Несомненно, такой выход лучше, чем вести унизительное бедственное существование, но в вашем романе судьба и Сони и Дуни зависит и устраивается благодаря мужчинам, которые их окружают.
Зачем жена Мармеладова не проявляет решимости, а живёт сначала с игроком, а потом с пьяницей? Ваши героини надеются на милость божественной любви и замужество как на единственную возможность устроить свою жизнь, что очень тяготит. Почему они не проявляют решимости, не пытаются бороться за свои права? Катерина Ивановна, единственная из них, которая хотела открыть пансион для благородных девиц, умирает по Вашему замыслу, как бы говоря, что даже образованным женщинам бесполезно стараться самим устроить свою жизнь.
Катя
Дорогая Катя,
сострадание есть главнейшей и, может быть, единственный закон на земле. Соня является примером милосердия даже к убийце. Моей целью было показать, что спасение заключается в безоговорочной и безграничной любви к ближнему, к Богу, и – через неё – в вере в постепенное обновление человека.
Возьмите, например, историю Свидригайлова, он раздаёт своё имущество и стреляется. Она кажется нереалистичной, но я верю, что именно через совесть, благодаря силе человеческой души, можно победить внутреннее падение. Именно попав в самый мрак жизни и совершив ужасное деяние, человек находит возможность раскаяния через веру в Бога. Я хочу показать, что человеку необходимо пройти через неимоверные страдания, чтобы стать лучше, что новая жизнь не достаётся даром, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим будущим подвигом…
Достоевский
Фёдор Михайлович,
Я очень рада, что я не живу в Ваше время и мне не приходится находиться в описанных Вами жизненных обстоятельствах.
Надеюсь, что я никогда не столкнусь с большинством персонажей Вашего романа. Не понимаю, почему бесправные женщины должны спасать сильных мужчин, у которых больше возможностей и на стороне которых закон. И после этого Вы говорите о всепрощении и Боге…
Катя
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.